Нормативные документы

О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций В целях исключения недобросовестной деятельности юридических лиц в сфере привлечения средств граждан и предоставления им займов, пресечения злоупотреблений в данной сфере, совершенствования порядка осуществления деятельности по регулярному привлечению и предоставлению займов, формирования условий для дальнейшего развития предпринимательства и деловой инициативы путем внедрения дополнительных инструментов финансирования, а также защиты прав потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями:

1. Установить, что: 1.1. с 1 августа 2014 г. денежные средства независимо от суммы могут быть получены в заем (привлечены) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, путем заключения договора займа, иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств: коммерческими организациями – от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками), членами данных организаций, а от иных физических лиц (одного или нескольких) не более двух раз в течение календарного месяца; некоммерческими организациями – от физических лиц, являющихся учредителями данных организаций, а от иных физических лиц (одного или нескольких) не более двух раз в течение календарного месяца; индивидуальными предпринимателями – не более двух раз в течение календарного месяца от одного или нескольких физических лиц;

1.2. с 1 января 2015 г. денежные средства независимо от суммы могут быть получены в заем (привлечены) от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, путем заключения договора займа, иного договора, предусматривающего аналогичные условия передачи в собственность денежных средств: коммерческими микрофинансовыми организациями, некоммерческими микрофинансовыми организациями, созданными в организационно-правовой форме фонда, – от физических лиц, являющихся собственниками имущества, учредителями (участниками) таких организаций; некоммерческими микрофинансовыми организациями, созданными в организационно-правовой форме потребительского кооператива, – от своих членов, являющихся учредителями, а при соответствии критериям, установленным Национальным банком, – от иных своих членов. Организации, не указанные в части первой настоящего подпункта, а также индивидуальные предприниматели с 1 января 2015 г. вправе получать в заем (привлекать) денежные средства независимо от суммы от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с соблюдением требований, предусмотренных в подпункте 1.1 настоящего пункта.

2. Определить, что с 1 января 2015 г. деятельность по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора (далее – микрозаем), признается деятельностью по регулярному предоставлению микрозаймов. Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов вправе осуществлять только микрофинансовые организации – юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь, соответствующие требованиям, предъявляемым настоящим Указом 2 и нормативными правовыми актами Национального банка, и включенные Национальным банком в реестр микрофинансовых организаций (далее – реестр).

3. К микрофинансовым организациям относятся:

3.1. коммерческие микрофинансовые организации – юридические лица, являющиеся ломбардами и зарегистрированные в Республике Беларусь в форме хозяйственного общества либо унитарного предприятия. Коммерческие микрофинансовые организации осуществляют исключительно деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования;

3.2. некоммерческие микрофинансовые организации – юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь в организационно-правовой форме фонда или потребительского кооператива. Микрофинансовые организации, созданные в организационно-правовой форме фонда, вправе осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам на цели осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, для ведения личного подсобного хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является заемщик – физическое лицо, и предоставлению микрозаймов субъектам малого и (или) среднего предпринимательства* на цели осуществления предпринимательской деятельности. Деятельность по предоставлению микрозаймов осуществляется фондом исключительно для достижения целей, определенных уставом. ______________________________ * Для целей настоящего Указа термины «субъект малого предпринимательства», «субъект среднего предпринимательства», «учреждения финансовой поддержки предпринимателей» используются в значениях, определенных в частях первой и второй статьи 3 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1703). В организационно-правовой форме потребительского кооператива могут быть созданы следующие некоммерческие микрофинансовые организации: потребительский кооператив финансовой взаимопомощи – некоммерческая организация, созданная физическими лицами для аккумулирования временно свободных денежных средств членов потребительского кооператива и средств из иных незапрещенных источников в целях оказания членам кооператива финансовой помощи в форме предоставления микрозаймов. При этом членами такого кооператива могут быть исключительно физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ведение личного подсобного хозяйства, а также физические лица, являющиеся собственниками имущества, учредителями (участниками) коммерческих организаций. Членам потребительского кооператива финансовой взаимопомощи микрозаймы могут быть предоставлены только на цели осуществления ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, для ведения личного подсобного хозяйства, осуществления предпринимательской деятельности коммерческой организацией, собственником имущества, учредителем (участником) которой является член кооператива; общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства – некоммерческая организация, созданная субъектами малого и (или) среднего предпринимательства для аккумулирования временно свободных денежных средств членов потребительского кооператива и средств из иных незапрещенных источников в целях оказания членам кооператива финансовой помощи в форме предоставления микрозаймов. Членами такого кооператива могут быть исключительно субъекты малого и (или) среднего предпринимательства. Членам общества 3 взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства микрозаймы могут быть предоставлены только на цели осуществления предпринимательской деятельности; потребительский кооператив второго уровня – некоммерческая микрофинансовая организация, созданная потребительскими кооперативами финансовой взаимопомощи, обществами взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) фондами для аккумулирования временно свободных денежных средств членов этого потребительского кооператива в целях оказания членам кооператива временной финансовой помощи в форме предоставления микрозаймов. Потребительский кооператив финансовой взаимопомощи, общество взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства вправе предоставлять микрозаймы только лицам, являющимся членами такого кооператива, общества соответственно, а займы – потребительскому кооперативу второго уровня, членом которого является этот кооператив, общество.

4. Юридическое лицо признается микрофинансовой организацией и вправе осуществлять деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов со дня включения его Национальным банком в реестр. Для включения в реестр юридическое лицо представляет в Национальный банк: заявление о включении юридического лица в реестр по форме, установленной Национальным банком; копию устава юридического лица; копию документа, подтверждающего формирование уставного фонда юридического лица (для коммерческих организаций); копии документов, подтверждающих соответствие руководителя юридического лица квалификационному требованию и требованиям к деловой репутации, предъявляемым к руководителю микрофинансовой организации в соответствии с частями третьей и четвертой настоящего пункта; отчет о прибылях и убытках либо иные документы в случае, если юридическое лицо ведет учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, о результатах хозяйственной деятельности за последний календарный год осуществления деятельности (для юридических лиц, осуществлявших деятельность в указанный период). Квалификационным требованием, предъявляемым к руководителю микрофинансовой организации, является наличие высшего юридического или экономического образования либо иного высшего образования при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического или экономического профиля. Требованиями к деловой репутации, предъявляемыми к руководителю микрофинансовой организации, являются: отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности; отсутствие в течение последних двух лет фактов расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в случае совершения лицом виновных действий, являющихся основаниями для утраты доверия к нему со стороны нанимателя; отсутствие установленных вступившим в законную силу решением суда фактов осуществления виновных действий, повлекших банкротство юридического лица; отсутствие постановления органа уголовного преследования о возбуждении уголовного дела в отношении лица либо привлечении его в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу. Национальный банк отказывает в принятии заявления о включении в реестр в случае, если юридическим лицом представлены не все документы, предусмотренные в части второй настоящего пункта. 4 Рассмотрение Национальным банком представленных юридическим лицом документов для включения в реестр и принятие решения о включении (невключении) юридического лица в реестр осуществляются в течение 15 рабочих дней после получения документов, предусмотренных в части второй настоящего пункта. Факт включения юридического лица в реестр подтверждается свидетельством о включении в реестр микрофинансовых организаций, выдаваемым Национальным банком по устанавливаемой им форме. Плата за рассмотрение документов и включение юридического лица в реестр не взимается. Национальный банк отказывает юридическому лицу во включении в реестр в следующих случаях: представленные юридическим лицом документы, предусмотренные в части второй настоящего пункта, не соответствуют требованиям законодательства, являются подложными, поддельными или недействительными и (или) содержат недостоверные сведения; руководитель юридического лица не соответствует квалификационному требованию и (или) требованиям к деловой репутации, предъявляемым к руководителю микрофинансовой организации; юридическим лицом на день подачи заявления о включении в реестр не соблюдено требование о размере уставного фонда (для коммерческих организаций); юридическое лицо не имело прибыли по итогам осуществления своей деятельности за последний календарный год (в отношении юридических лиц, осуществлявших деятельность в указанный период); юридическое лицо ранее было исключено Национальным банком из реестра за систематическое (два и более раза в течение календарного года) неисполнение предписания и (или) требования Национального банка (несвоевременное их исполнение) и не истек один год со дня исключения микрофинансовой организации из реестра. Микрофинансовая организация подлежит исключению Национальным банком из реестра в следующих случаях: по заявлению микрофинансовой организации; при исключении юридического лица, являющегося микрофинансовой организацией, из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; при систематическом (два и более раза в течение календарного года) неисполнении микрофинансовой организацией предписания и (или) требования Национального банка (несвоевременном их исполнении). По данному основанию Национальный банк вправе исключить микрофинансовую организацию из реестра на срок до одного года. По истечении этого срока исключенное из реестра юридическое лицо вправе обратиться в Национальный банк за включением его в реестр в порядке, установленном настоящим Указом.

5. Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов осуществляется микрофинансовыми организациями при соблюдении следующих условий: микрозаем предоставляется на основании договора микрозайма – вида договора займа, по условиям которого одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежные средства в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на дату заключения договора, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денежных средств и уплатить проценты за пользование средствами; предоставление микрозаймов осуществляется на основании утверждаемых микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов, соответствующих устанавливаемым Национальным банком требованиям к их содержанию. Правила предоставления микрозаймов должны быть размещены микрофинансовой организацией в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними лиц, заинтересованных в 5 получении микрозайма, и заемщиков (далее – потребители), а также на своем официальном сайте (при его наличии) в глобальной компьютерной сети Интернет. Не допускается предоставление микрофинансовой организацией заемщику микрозайма (микрозаймов), если общая сумма обязательств заемщика перед этой микрофинансовой организацией по договорам микрозаймов при предоставлении такого микрозайма (микрозаймов) превысит 15 000 базовых величин на день заключения договора микрозайма.

6. Существенными условиями договора микрозайма помимо существенных условий, установленных в соответствии с законодательством, являются: размер получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовая процентная ставка) по микрозайму и порядок его определения; право заемщика на досрочный возврат по собственной инициативе микрозайма и порядок досрочного возврата; указание на статус заемщика, дающий ему право на обращение за предоставлением микрозайма с учетом требований, предусмотренных в части второй, абзацах втором– четвертом части третьей подпункта 3.2 пункта 3 настоящего Указа. Не допускается включение в договор микрозайма условий: о взимании микрофинансовой организацией с заемщика каких-либо дополнительных платежей (комиссионных и иных) за пользование микрозаймом; об изменении микрофинансовой организацией в одностороннем порядке размера получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовой процентной ставки) по микрозайму и (или) порядка их определения, размера неустойки (штрафа, пени) по договору и сроков действия этих договоров; о применении к заемщику неустойки (штрафа, пени) за досрочный возврат микрозайма. Размер неустойки (штрафа, пени) по договору микрозайма не может превышать размер микрозайма, предоставленного микрофинансовой организацией заемщику.

7. Микрофинансовая организация обязана: в порядке, установленном Национальным банком, до предоставления микрозайма предоставлять лицам, заинтересованным в получении микрозайма, а также заемщикам полную и достоверную информацию об условиях договора микрозайма, возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и (или) заемщика, порядке и условиях предоставления микрозайма, правах заемщика и его обязанностях, связанных с получением микрозайма, размере получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовой процентной ставке) по микрозайму и порядке его определения, перечне и размере платежей, связанных с нарушением условий договора микрозайма, порядке досрочного возврата микрозайма по инициативе заемщика; формировать досье заемщика (документы и сведения, формируемые микрофинансовой организацией на каждого заемщика, представленные им в соответствии с правилами предоставления микрозаймов и заключенным договором микрозайма); хранить досье заемщика в течение не менее трех лет с даты исполнения сторонами всех обязательств по договору микрозайма; представлять в Национальный банк отчетность и иную информацию для целей формирования финансовой статистики и осуществления контроля за соблюдением микрофинансовыми организациями законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, в сроки и порядке, которые установлены Национальным банком; выполнять иные обязанности, установленные законодательством. Дополнительно к обязанностям, предусмотренным в части первой настоящего пункта, некоммерческая микрофинансовая организация, созданная в организационно- правовой форме потребительского кооператива, обязана соблюдать финансовые 6 нормативы, установленные Национальным банком в соответствии с частью четвертой настоящего пункта, а также создать следующие фонды и резервы: паевой фонд, формируемый за счет паевых взносов; фонд финансовой взаимопомощи, формируемый для предоставления микрозаймов своим членам и потребительскому кооперативу второго уровня, членом которого она является, за счет денежных средств, привлеченных по договорам займа, в том числе договорам микрозайма, денежных средств паевого и прочих фондов, сформированных в потребительском кооперативе, нераспределенной прибыли, оставшейся после налогообложения за предшествовавшие календарные годы, прибыли (дохода) текущего календарного года, денежных средств, полученных из иных источников; резерв для списания безнадежных долгов, формируемый за счет отчислений от чистой прибыли; резерв для покрытия возможных убытков по микрозаймам, формируемый за счет увеличения внереализационных расходов потребительского кооператива, учитываемых при налогообложении; прочие фонды, формируемые в соответствии с законодательством, уставом, решениями общего собрания потребительского кооператива за счет отчислений от чистой прибыли. Минимальные размеры фондов и резервов, формируемых в соответствии с абзацами вторым–пятым части второй настоящего пункта, порядок их формирования устанавливаются Национальным банком. Для некоммерческих микрофинансовых организаций, созданных в организационно- правовой форме потребительского кооператива, Национальный банк вправе устанавливать следующие финансовые нормативы и их размеры: предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных от одного члена потребительского кооператива, к общей сумме денежных средств, привлеченных потребительским кооперативом на дату принятия решения о привлечении средств; предельное соотношение суммы денежных средств, предоставляемых одному члену потребительского кооператива, к общей сумме денежных средств фонда финансовой взаимопомощи на дату принятия решения о предоставлении денежных средств; предельное соотношение суммы денежных средств, привлеченных потребительским кооперативом от потребительского кооператива второго уровня, членом которого он является, к общей сумме денежных средств, привлеченных потребительским кооперативом на дату принятия решения; предельное соотношение денежных средств, предоставляемых потребительскому кооперативу второго уровня, к общей сумме денежных средств фонда финансовой взаимопомощи потребительского кооператива на дату принятия решения; минимальный размер собственных средств; нормативы достаточности собственных средств; нормативы ликвидности; нормативы ограничения концентрации риска; иные нормативы, обеспечивающие финансовую надежность потребительского кооператива.

8. Микрофинансовая организация, созданная в организационно-правовой форме потребительского кооператива, не вправе выступать поручителем по обязательствам своих членов, а также иным способом обеспечивать исполнение ими обязательств, за исключением поручительства потребительских кооперативов второго уровня за своих членов.

9. Национальный банк: принимает нормативные правовые акты, регулирующие порядок привлечения и предоставления микрозаймов; устанавливает требования к содержанию правил предоставления микрозаймов; 7 создает и ведет реестр в определяемом им порядке; устанавливает форму свидетельства о включении в реестр микрофинансовых организаций; устанавливает минимальный размер уставного фонда коммерческой микрофинансовой организации; устанавливает форму, объем и содержание отчетности и иной информации, представляемых микрофинансовой организацией в Национальный банк для целей формирования финансовой статистики и осуществления контроля за соблюдением микрофинансовыми организациями законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, а также сроки и порядок их составления и представления; устанавливает критерии, при соблюдении которых некоммерческая микрофинансовая организация, созданная в организационно-правовой форме потребительского кооператива, вправе привлекать займы от своих членов независимо от суммы денежных средств; вправе устанавливать предельные размеры получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовую процентную ставку) по микрозаймам, предоставляемым микрофинансовыми организациями; осуществляет контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов; вправе выступать заказчиком аудиторской услуги по проведению аудита бухгалтерской отчетности некоммерческой микрофинансовой организации, действующей в форме потребительского кооператива; вправе направить предписание о запрете привлечения микрофинансовой организацией денежных средств, предписание о запрете предоставления микрофинансовой организацией микрозаймов, требование об отстранении от занимаемой должности руководителя микрофинансовой организации в случаях, установленных в пункте 10 настоящего Указа; вправе исключить микрофинансовую организацию из реестра в случаях, предусмотренных в части восьмой пункта 4 настоящего Указа; вправе предъявить в суд иск о ликвидации микрофинансовой организации по основаниям и в порядке, которые установлены законодательными актами; вправе подать в суд заявление о признании микрофинансовой организации экономически несостоятельной (банкротом) с соблюдением требований, установленных Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2012, 2/1967) для подачи заявления кредитором, в связи с неисполнением микрофинансовой организацией денежных обязательств.

10. Основанием для направления Национальным банком предписания о запрете привлечения микрофинансовой организацией денежных средств, предписания о запрете предоставления микрофинансовой организацией микрозаймов, требования об отстранении от занимаемой должности руководителя микрофинансовой организации могут являться следующие нарушения, выявленные в ходе осуществления контроля за соблюдением микрофинансовыми организациями законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, в том числе путем проведения камеральных проверок: систематическое (два и более раза в течение календарного года) непредставление микрофинансовой организацией в Национальный банк информации и (или) отчетности (несвоевременное их представление); несоблюдение некоммерческой микрофинансовой организацией, созданной в организационно-правовой форме потребительского кооператива, размеров финансовых нормативов, минимального размера фондов и (или) резервов; 8 несоблюдение коммерческой микрофинансовой организацией установленного Национальным банком требования к минимальному размеру уставного фонда; систематическое (два и более раза в течение календарного года) несоблюдение микрофинансовой организацией предельных размеров получаемых заимодавцем с заемщика процентов по микрозаймам; систематическое (два и более раза в течение календарного года) неисполнение микрофинансовой организацией предписания Национального банка о прекращении нарушения прав потребителя; систематическое (два и более раза в течение календарного года) нарушение микрофинансовой организацией порядка предоставления и привлечения микрозаймов; несоответствие руководителя микрофинансовой организации квалификационному требованию и (или) требованиям к деловой репутации, предъявляемым к руководителю микрофинансовой организации.

11. С сумм микрозаймов, предоставляемых микрофинансовыми организациями физическим лицам, подоходный налог с физических лиц не исчисляется.

12. Деятельность по регулярному предоставлению микрозаймов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, не являющимися микрофинансовыми организациями, получению (привлечению) в нарушение требований настоящего Указа денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, является незаконной и запрещается.

13. Действие настоящего Указа не распространяется на займы (независимо от суммы денежных средств) между физическими лицами, не выступающими при заключении данных сделок в качестве индивидуальных предпринимателей, а также на деятельность: Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей; Белорусского инновационного фонда; учреждений финансовой поддержки предпринимателей; банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению микрозаймов лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях; иных юридических лиц в случаях, установленных законодательными актами.

14. Договоры займа, заключенные до вступления в силу настоящего Указа, не подлежат приведению в соответствие с нормами настоящего Указа и действуют до исполнения сторонами всех обязательств по ним.

15. Юридические лица, осуществляющие на дату официального опубликования настоящего Указа деятельность, которую в соответствии с настоящим Указом вправе осуществлять только микрофинансовые организации, могут осуществлять такую деятельность в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Указа без включения сведений о них в реестр. Юридические лица, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Указа деятельность, которую в соответствии с настоящим Указом вправе осуществлять только микрофинансовые организации, и руководитель которых не соответствует квалификационному требованию, установленному в части третьей пункта 4 настоящего Указа, могут быть включены в реестр независимо от соблюдения этого квалификационного требования. Соответствие квалификационному требованию руководителя такой микрофинансовой организации должно быть обеспечено до истечения трех лет со дня ее включения в реестр. При необеспечении соответствия квалификационному требованию руководителя микрофинансовой организации в указанный срок такая микрофинансовая организация исключается Национальным банком из реестра.

16. Внести дополнения и изменения в следующие указы Президента Республики Беларусь:

16.1. в пункте 12 Устава Национального банка Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 58, 1/2748; 2007 г., № 148, 1/8682; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.02.2013, 1/14055; 27.02.2014, 1/14857): после абзаца сорок восьмого дополнить абзацами следующего содержания: «организует работу по повышению финансовой грамотности населения; осуществляет регулирование отношений, возникающих при предоставлении и привлечении микрофинансовыми организациями микрозаймов; осуществляет контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов, в том числе путем проведения по месту нахождения Национального банка проверок на основании изучения документов, отчетности и иной информации, полученных им в соответствии с законодательством, без истребования от микрофинансовой организации иных документов (камеральные проверки); рассматривает по существу в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц обращения потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, в связи с нарушением прав таких потребителей и направляет предписания о прекращении нарушения прав потребителя, обязательные для исполнения микрофинансовыми организациями;»; абзац сорок девятый считать абзацем пятьдесят третьим;

16.2. в Положении о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 296 «Об упорядочении использования финансовых ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 73, 1/7551; 2007 г., № 144, 1/8642): пункт 1 после слова «средств» дополнить словами «, в том числе микрозаймов,»; абзацы четвертый и пятый пункта 3 после слова «займы» дополнить словами «, в том числе микрозаймы,»; в пункте 5: слова «займа о предоставлении финансовых ресурсов» заменить словами «займа, в том числе микрозайма, о предоставлении финансовых ресурсов (далее – договор займа о предоставлении финансовых ресурсов)»; слова «займа на пополнение» заменить словами «займа, в том числе микрозайма, на пополнение»; в абзаце третьем пункта 7 слова «договор займа» заменить словами «договор займа о предоставлении финансовых ресурсов»;

16.3. в Указе Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 253, 1/11062; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.07.2012, 1/13654; 27.02.2014, 1/14857): абзац седьмой части первой пункта 5 дополнить словами «, а также в рамках проведения контроля за соблюдением некоммерческими микрофинансовыми организациями, действующими в форме потребительского кооператива, законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов»; графу «Сфера контроля (надзора)» пункта 3 перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного этим Указом, дополнить абзацем седьмым следующего содержания: 10 «контроль за соблюдением микрофинансовыми организациями законодательства, регулирующего порядок предоставления и привлечения микрозаймов»; критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденные этим Указом, дополнить пунктом 18 следующего содержания: «18. Привлечение микрозаймов от физических лиц высокая некоммерческие микрофинансовые организации, действующие в форме потребительского кооператива финансовой взаимопомощи».

17. На микрофинансовые организации распространяются положения, установленные Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года «О кредитных историях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1538) для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

18. Предоставить право Национальному банку разъяснять вопросы применения настоящего Указа.

19. Совету Министров Республики Беларусь, Национальному банку в шестимесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

20. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

20.1. пункты 1, 13, 14, 19 – после официального опубликования настоящего Указа;

20.2. иные положения этого Указа – с 1 января 2015 г. Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

1. Утвердить прилагаемое Положение о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь.

2. Установить, что:

2.1. государственная регистрация фондов осуществляется Министерством юстиции, управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома;

2.2. Министерство юстиции проводит государственную политику, осуществляет регулирование и управление в сфере создания и деятельности фондов в Республике Беларусь в соответствии с настоящим Указом;

2.3. фонды, созданные до вступления в силу настоящего Указа, обязаны до 1 февраля 2006 г. привести свои уставы в соответствие с этим Указом и представить документы для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, в местные исполнительные и распорядительные органы, зарегистрировавшие данные фонды.

Местные исполнительные и распорядительные органы в десятидневный срок со дня поступления документов, указанных в части первой настоящего подпункта, передают их одновременно с регистрационными делами в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, в Министерство юстиции, соответствующие управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома для государственной регистрации вносимых в уставы этих фондов изменений и (или) дополнений;

2.4. в случае невыполнения требования части первой подпункта 2.3 настоящего пункта фонды подлежат ликвидации соответствующими областными, Минским городским судами по заявлениям органов, осуществивших их государственную регистрацию, иных заинтересованных лиц.

3. Приостановить до 1 сентября 2005 г. прием документов для государственной регистрации фондов.

4. Совету Министров Республики Беларусь:

4.1. в трехмесячный срок:

определить порядок передачи местными исполнительными и распорядительными органами, осуществлявшими государственную регистрацию фондов, регистрационных дел по фондам Министерству юстиции, соответствующим управлениям юстиции облисполкомов, Минского горисполкома;

обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом;

4.2. совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом, Национальным банком принять иные меры по реализации настоящего Указа;

4.3. разъяснять вопросы применения порядка создания, государственной регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации фондов.

5. Настоящий Указ вступает в силу с 1 сентября 2005 г., за исключением пунктов 3, 4 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования данного Указа.

 

Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО

 

                                                 УТВЕРЖДЕНО
                                                 Указ Президента
                                                 Республики Беларусь
                                                 01.07.2005 N 302

 

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением устанавливаются порядок и условия создания, государственной регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации фондов.

Нормы настоящего Положения не распространяются на фонды, созданные или создаваемые по решению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также деятельность таких фондов, если в актах законодательства об их создании не установлено иное.

2. Под фондом для целей настоящего Положения понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда.

Фонд не вправе преследовать цели, связанные с выявлением и выражением политической воли граждан.

Запрещается создание и деятельность фондов, имеющих целью осуществление экстремистской деятельности.

3. Фонд может быть создан одним лицом. Фонд создается в результате его учреждения или в результате реорганизации юридического лица. При этом фонд не может быть создан путем преобразования общественного объединения (политической партии), ассоциации (союза), потребительского кооператива, торгово-промышленной палаты.

4. Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения целей, ради которых он создан, соответствует этим целям и отвечает предмету его деятельности.

Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них, за исключением обществ с дополнительной ответственностью.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Порядок опубликования и состав сведений отчета устанавливаются законодательством.

5. Деятельность фондов является незаконной и запрещается:

без государственной регистрации;

если государственная регистрация произведена на основании недостоверных данных, представленных учредителями (учредителем) фонда в органы, осуществляющие государственную регистрацию фондов (далее — регистрирующие органы);

в случае осуществления фондом деятельности, указанной в частях второй и третьей пункта 2 настоящего Положения либо не соответствующей целям, определенным в его уставе.

Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц.

6. Учредители (учредитель) фонда не отвечают по обязательствам созданного фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (учредителя).

 

Глава 2 ВИДЫ ФОНДОВ

7. В Республике Беларусь создаются и действуют международные, республиканские и местные фонды.

8. Международным фондом является фонд, который образован в Республике Беларусь и имеет представительства и (или) филиалы на территории одного или нескольких иностранных государств.

Международный фонд обязан создать в течение шести месяцев со дня государственной регистрации представительства и (или) филиалы на территории одного или нескольких иностранных государств в соответствии с законодательством, действующим на их территории, и представить в установленном порядке в регистрирующий орган для государственной регистрации изменения и (или) дополнения, вносимые в устав фонда в связи с созданием таких представительств и (или) филиалов.

9. Республиканским фондом является фонд, который имеет представительства и (или) филиалы не менее чем в четырех областях Республики Беларусь и городе Минске.

Республиканский фонд обязан создать в течение шести месяцев со дня государственной регистрации представительства и (или) филиалы не менее чем в четырех областях и городе Минске и представить в установленном порядке в регистрирующий орган для государственной регистрации изменения и (или) дополнения, вносимые в устав фонда в связи с созданием таких представительств и (или) филиалов.

10. Местным фондом является фонд, не отвечающий требованиям, указанным в частях первых пунктов 8 и 9 настоящего Положения.

11. В случае невыполнения предусмотренных в пунктах 8 и 9 настоящего Положения требований о создании представительств и (или) филиалов фонд обязан до истечения шестимесячного срока изменить вид.

Изменение вида фонда осуществляется путем внесения в его устав изменений и (или) дополнений в порядке, установленном пунктом 33 настоящего Положения, и представления их в регистрирующие органы для государственной регистрации.

Глава 3 УСТАВ ФОНДА. ИМУЩЕСТВО ФОНДА

12. Фонд действует на основании устава, утверждаемого учредителями (учредителем) фонда.

13. Устав фонда должен содержать:

наименование фонда (включающее слово «фонд», указание на характер деятельности и вид фонда);

сведения об учредителях (учредителе) фонда;

цели, задачи, предмет и методы деятельности фонда;

порядок управления деятельностью фонда и порядок формирования его органов;

порядок формирования, полномочия и сроки полномочий попечительского совета фонда;

порядок назначения и освобождения должностных лиц фонда;

порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав фонда;

источники и порядок формирования имущества фонда;

срок, на который создается фонд, или указание о его бессрочной деятельности;

сведения о месте нахождения фонда (руководящего органа фонда);

сведения о созданных фондом представительствах и (или) филиалах, включающие наименование представительств, филиалов и место нахождения (руководящих органов представительств, филиалов);

сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. При этом такое имущество должно направляться на цели, для достижения которых был создан фонд;

иные положения, предусмотренные законодательством и не противоречащие настоящему Положению.

В уставе фонда могут содержаться и иные положения, касающиеся деятельности фонда и не противоречащие законодательству.

14. Фонд в месячный срок обязан внести в устав соответствующие изменения и (или) дополнения и представить их в установленном порядке для государственной регистрации в случае:

изменения целей фонда;

изменения наименования фонда;

изменения вида фонда;

изменения места нахождения фонда (руководящего органа фонда);

создания или ликвидации представительств и (или) филиалов фонда;

изменения сведений об органах фонда, в том числе о попечительском совете, порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда, порядке формирования имущества фонда, а также о других фактических обстоятельствах, сведения о которых в соответствии с законодательством должны содержаться в уставе фонда;

изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в устав фонда, если иные сроки не установлены этим законодательством.

15. Минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фонда, составляет:

100 базовых величин — для местных фондов;

1000 базовых величин — для республиканских и международных фондов.

Стоимость имущества фонда определяется:

при создании фонда — по стоимости имущественных взносов учредителей (учредителя) фонда в денежной и неденежной форме;

при деятельности фонда — по стоимости чистых активов фонда.

16. Имущество, передаваемое фонду его учредителями (учредителем), должно принадлежать учредителям (учредителю) на праве собственности (праве хозяйственного ведения, оперативного управления), быть необходимым и пригодным для использования в деятельности фонда.

17. Источниками формирования имущества фонда являются:

имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем);

поступления от проводимых в соответствии с уставом фонда мероприятий;

доходы, получаемые от осуществляемой в соответствии с уставом предпринимательской деятельности;

иные не запрещенные законодательством поступления.

18. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Фонд использует имущество для целей, определенных его уставом.

 

Глава 4 ОРГАНЫ ФОНДА И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

19. Органами фонда являются:

правление (совет);

исполнительный орган (дирекция, директор);

попечительский совет.

Устав фонда может предусматривать иные органы, необходимые для осуществления деятельности фонда.

Состав и порядок формирования органов фонда определяются его уставом.

20. Высший коллегиальный орган фонда — формируемое его учредителями (учредителем) правление (совет) фонда, основной функцией которого является обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан.

К исключительной компетенции правления (совета) фонда относится:

изменение и (или) дополнение устава фонда;

образование (назначение) исполнительного органа фонда (дирекции, директора) и досрочное прекращение его полномочий;

создание (ликвидация) представительств, филиалов фонда, определение их компетенции;

утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса фонда;

реорганизация фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом.

21. Дирекция (директор) фонда является исполнительным органом фонда, осуществляющим текущее руководство деятельностью фонда. Дирекция (директор) фонда в своей деятельности подотчетна правлению (совету) фонда.

22. Учредителями (учредителем) при учреждении фонда, а в дальнейшем, если это предусмотрено его уставом, правлением (советом) фонда в соответствии с уставом фонда формируется попечительский совет, осуществляющий контроль за деятельностью фонда.

Работой попечительского совета фонда руководит председатель, который созывает и проводит заседания. В отсутствие председателя попечительского совета фонда его обязанности выполняет заместитель.

К исключительной компетенции попечительского совета фонда относится:

контроль за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу фонда;

контроль за выполнением решений высшего органа фонда, исполнительного органа фонда;

контроль за использованием денежных средств и иного имущества фонда в соответствии с уставными целями фонда;

предварительное рассмотрение и согласование годового отчета фонда.

Попечительский совет фонда имеет право получать все документы, относящиеся к деятельности фонда.

Попечительский совет фонда по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает решения, обязательные для исполнения иными органами фонда и его представительствами и (или) филиалами.

Глава 5 РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ

23. Государственная регистрация фондов, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы, осуществляется управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома и Министерством юстиции.

24. Управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома в соответствии с компетенцией осуществляют:

государственную регистрацию местных фондов;

государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы местных фондов;

представление Министерству юстиции необходимых сведений для включения местных фондов в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для исключения их из этого регистра;

систематизацию и хранение данных о государственной регистрации местных фондов;

иные функции, связанные с государственной регистрацией и деятельностью местных фондов.

25. Министерство юстиции в соответствии со своей компетенцией осуществляет:

государственную регистрацию республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь;

государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь;

систематизацию и хранение данных о государственной регистрации местных, республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь;

взаимодействие с республиканскими органами государственного управления и иными органами по вопросам государственной регистрации фондов;

иные функции, связанные с государственной регистрацией и деятельностью республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь.

Глава 6 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

26. За государственную регистрацию фондов, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы фондов, выдачу дубликатов свидетельства о государственной регистрации фонда и его устава в соответствии с законодательными актами взимается государственная пошлина.

27. Исключен.

28. Исключен.

29. До подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, предусмотренных в настоящем Положении, один из учредителей создаваемого фонда может согласовать его наименование с регистрирующими органами в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

30. Прием регистрирующим органом документов для государственной регистрации создаваемого фонда, изменений и (или) дополнений, вносимых в его устав, осуществляется в присутствии его учредителей (физических лиц, представителей юридических лиц), а если учредителей фонда несколько, они вправе уполномочить одного из них на представление своих интересов в регистрирующем органе.

В случаях, предусмотренных в части первой настоящего пункта, граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия.

31. Для государственной регистрации фонда учредители (учредитель) представляют в регистрирующий орган:

заявление, оформленное в установленном порядке;

анкету установленного образца на каждого учредителя, являющегося физическим лицом;

два экземпляра устава фонда, его электронную копию (в формате .doc или .rtf);

копии решения о создании фонда, утвержденного в установленном порядке, либо протокола собрания учредителей, содержащего такое решение;

легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения, датированную не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется), подтверждающее государственную регистрацию юридического лица, выступающего в качестве учредителя фонда;

гарантийное письмо или другой документ, подтверждающие право на размещение фонда по месту нахождения;

платежный или иной документ, подтверждающий наличие денежных средств при формировании имущества фонда в размере не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, в полном объеме или части в виде денежных взносов;

обязательство учредителей (учредителя) передать в течение трех месяцев в собственность фонда имущество в виде неденежных взносов при формировании имущества фонда в размере не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, в полном объеме или части в виде неденежных взносов;

платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию фонда.

До государственной регистрации фонда его учредители (учредитель) должны получить заключение экспертизы о достоверности оценки стоимости имущества при формировании имущества фонда в виде неденежных взносов.

Кроме документов, указанных в части первой настоящего пункта, учредители (учредитель) фонда вправе самостоятельно представить копии уставов юридических лиц, выступающих в качестве учредителей фонда, а также копию заключения экспертизы о достоверности оценки стоимости имущества при формировании имущества фонда в виде неденежных взносов.

Для государственной регистрации фонда, создаваемого в порядке реорганизации, дополнительно представляется передаточный акт или разделительный баланс и оригинал свидетельства о государственной регистрации фонда.

32. Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав, фонд представляет в регистрирующий орган:

заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, оформленное в установленном порядке;

копию решения о внесении изменений и (или) дополнений в устав фонда, утвержденного в установленном порядке;

два экземпляра копий изменений и (или) дополнений, оформленных в виде приложений к уставу фонда, их электронную копию (в формате .doc или .rtf);

оригинал свидетельства о государственной регистрации при изменении наименования фонда;

платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений.

33. Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав в связи с изменением вида фонда, фонд представляет в регистрирующий орган, осуществляющий государственную регистрацию фонда того вида, который предусмотрен такими изменениями и (или) дополнениями:

заявление о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, оформленное в установленном порядке;

копию решения об изменении вида фонда, утвержденного в установленном порядке;

оригиналы свидетельства о государственной регистрации фонда и его устава;

два экземпляра устава фонда в новой редакции, его электронную копию (в формате .doc или .rtf);

платежный или иной документ, подтверждающий наличие денежных средств при формировании имущества фонда в размере не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, в полном объеме или части в виде денежных взносов;

обязательство учредителей (учредителя) передать в течение трех месяцев в собственность фонда имущество в виде неденежных взносов при формировании имущества фонда в размере не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, в полном объеме или части в виде неденежных взносов;

платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за государственную регистрацию изменений и (или) дополнений.

До государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав в связи с изменением вида фонда, учредители (учредитель) фонда должны получить заключение экспертизы о достоверности оценки стоимости имущества в случае формирования имущества фонда в виде неденежных взносов.

Кроме документов, указанных в части первой настоящего пункта, фонд вправе самостоятельно представить копию заключения экспертизы о достоверности оценки стоимости имущества в случае формирования имущества фонда в виде неденежных взносов.

Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав в связи с изменением вида фонда, регистрационное дело по данному фонду передается в тот регистрирующий орган, который в установленном порядке осуществляет такую регистрацию.

 

Глава 7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ. ОТКАЗ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

34. По результатам рассмотрения регистрирующий орган принимает одно из следующих решений:

о государственной регистрации;

об отказе в государственной регистрации.

35. Государственная регистрация фондов, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы фондов, осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых для государственной регистрации документов.

36. Регистрирующий орган вправе запрашивать и получать от государственных органов дополнительные сведения об учредителях (учредителе) регистрируемых фондов, необходимые для решения вопроса о государственной регистрации.

Регистрирующие органы имеют право осуществлять проверку достоверности иных представляемых для государственной регистрации фонда материалов.

37. Государственная регистрация создаваемых фондов не допускается при обнаружении следующих обстоятельств:

фонд расположен в жилом помещении без соответствующего решения местного исполнительного и распорядительного органа или по месту нахождения (в одном помещении) другой коммерческой или некоммерческой организации;

гражданин — учредитель фонда являлся членом руководящего органа общественного объединения (политической партии), ликвидированного в судебном порядке за нарушение законодательства, и с момента ликвидации не прошло три года;

в отношении одного из учредителей (учредителя) фонда не исполнено судебное решение об обращении взыскания на имущество;

при создании фонда путем реорганизации иного юридического лица учредителями (учредителем) либо органом, принявшим решение о реорганизации, регистрирующему органу не представлены наряду с уставом фонда передаточный акт или разделительный баланс либо в его уставе отсутствуют положения о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица;

нарушен установленный порядок создания фонда;

устав фонда не соответствует требованиям законодательства;

фондом представлены иные документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства, в том числе подложные, поддельные или недействительные документы;

в месячный срок не устранены причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации.

Государственная регистрация изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда, не допускается при нарушении порядка их внесения, несоответствии изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда, требованиям законодательства, неустранении причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации.

38. Государственная регистрация фонда, а также изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда, может быть приостановлена на срок до одного месяца в связи с наличием устранимых недостатков в оформлении представленных для государственной регистрации документов.

При устранении причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, рассмотрение представленных документов осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные в настоящем Положении, без взимания государственной пошлины.

39. Регистрирующие органы в пятидневный срок со дня приостановления государственной регистрации фонда, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда, а также принятия решения об отказе в государственной регистрации фонда, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда, в письменной форме сообщают об этом одному из учредителей фонда с указанием причин приостановления государственной регистрации или отказа в государственной регистрации.

40. Учредители (учредитель) фонда вправе обжаловать действия (бездействие) Министерства юстиции, управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома соответственно в Верховный Суд, областной, Минский городской суд, если государственная регистрация фонда, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда, не осуществлена в срок, предусмотренный в настоящем Положении, а также обжаловать решение об отказе в государственной регистрации фонда, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда, принятое по основаниям, которые учредителями (учредителем) фонда считаются необоснованными, в месячный срок со дня его вынесения.

41. На основании решения о государственной регистрации фонда регистрирующий орган присваивает фонду соответствующий регистрационный номер и выдает свидетельство о государственной регистрации фонда установленного образца. На уставе фонда проставляется отметка регистрирующего органа.

Управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома в десятидневный срок представляют в Министерство юстиции необходимые сведения о фонде для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Министерство юстиции включает фонд в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения о государственной регистрации фонда.

Регистрирующий орган в течение пяти дней со дня внесения записи о государственной регистрации фонда в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах», в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

42. Зарегистрированному фонду выдаются свидетельство о государственной регистрации фонда и один экземпляр устава фонда.

Руководитель зарегистрированного фонда вправе получить удостоверение в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

При утрате свидетельства о государственной регистрации фонда и (или) его устава руководителю фонда в месячный срок со дня обращения в регистрирующий орган выдается дубликат свидетельства о государственной регистрации фонда и (или) устава с отметками о государственной регистрации.

 

Глава 8 КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФОНДОВ

43. Контроль за соответствием деятельности фондов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам осуществляется Министерством юстиции и управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома.

44. Регистрирующие органы при выявлении нарушения фондом законодательства или совершения им действий, противоречащих его уставу, а также уменьшения стоимости имущества фонда, в результате которого его размер становится менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, имеют право выносить письменное предупреждение с указанием конкретных оснований его вынесения.

Письменное предупреждение управлений юстиции облисполкомов и Минского горисполкома может быть обжаловано местным фондом соответственно в областные и Минский городской суды.

Письменное предупреждение Министерства юстиции может быть обжаловано республиканским и международным фондами, созданными на территории Республики Беларусь, в Верховный Суд.

45. Должностные лица Министерства юстиции и управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома в пределах своих полномочий имеют право участвовать в мероприятиях, проводимых фондами в уставных целях, запрашивать и получать информацию по вопросам уставной деятельности фондов, знакомиться с их документами и решениями.

Фонд должен не менее чем за семь дней известить регистрирующий орган о заседании правления (совета) фонда.

46. Фонд представляет в регистрирующий орган:

46.1. в течение трех месяцев после государственной регистрации фонда:

сведения о составе органов фонда и их руководителях, указав фамилию, имя, отчество, дату рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должность в этих органах и дату избрания на эту должность с приложением соответствующих протоколов;

документы о передаче имущества, указанного в обязательстве, предусмотренном в абзаце девятом части первой пункта 31 настоящего Положения;

46.2. ежегодно до 1 марта:

информацию о продолжении деятельности фонда с указанием места нахождения руководящего органа;

сведения о мероприятиях, проведенных фондом в уставных целях за год;

ежегодный отчет об использовании своего имущества с указанием сведений о его опубликовании в установленном порядке;

46.3. в десятидневный срок со дня принятия решения об изменении состава органов фонда или смене их руководителей — сведения о составе органов фонда и их руководителях.

47. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью фондов осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в пределах их компетенции.

 

Глава 9 ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ФОНДОВ

48. Фонд может быть реорганизован в форме:

слияния с другим фондом;

присоединения к другому фонду;

присоединения к нему другого фонда;

выделения из фонда юридического лица любой организационной формы. При этом стоимость оставшегося имущества реорганизованного в форме выделения фонда должна быть не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда;

разделения на два и более фонда.

Фонд не может быть реорганизован в форме преобразования.

Решение о реорганизации фонда принимается правлением (советом) фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом.

49. Фонд может быть ликвидирован:

в случае непредставления в регистрирующий орган в течение трех месяцев после государственной регистрации фонда документов о передаче имущества, указанного в обязательстве, предусмотренном в абзаце девятом части первой пункта 31 настоящего Положения;

в случае неисполнения обязанности по созданию в установленный срок после государственной регистрации фонда представительств и (или) филиалов и непредставления для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с изменением его вида;

если по окончании календарного года стоимость имущества фонда станет меньше минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. В этом случае регистрирующим органом выносится письменное предупреждение с указанием срока, в течение которого стоимость имущества фонда должна быть доведена до минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. В этот период фонд должен принять меры по доведению стоимости имущества фонда до минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. Если по истечении указанного срока стоимость имущества фонда остается менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, считается, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, а вероятность получения необходимого имущества невозможна;

если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения этих целей не могут быть произведены;

в случае уклонения фонда в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом;

в случае осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства и устава фонда;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

50. Ликвидация местных фондов, за исключением ликвидации вследствие экономической несостоятельности (банкротства), производится областными и Минским городским судами по месту государственной регистрации фонда по заявлению управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома и иных заинтересованных лиц, в том числе учредителей (учредителя) фонда.

Ликвидация республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь, за исключением ликвидации вследствие экономической несостоятельности (банкротства), производится Верховным Судом по заявлению Министерства юстиции и иных заинтересованных лиц, в том числе учредителей (учредителя) фонда.

Ликвидация фондов вследствие экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется в порядке, установленном законодательством.

51. Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, в том числе удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, для достижения которых был создан фонд. В случае невозможности такого направления имущества оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации.

В случае отсутствия указанных обращений имущество, оставшееся после ликвидации фонда, передается в доход Республики Беларусь и направляется на цели, для достижения которых был создан фонд.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПОСТАНОВЛЕНИЕ  ПРАВЛЕНИЯ 17 декабря 2014 г. № 776 г. Минск

Об утверждении Инструкции о требованиях к содержанию утверждаемых микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов и порядке представления микрофинансовыми организациями информации о предоставлении микрозаймов

На основании абзаца третьего части первой пункта 5, абзаца второго части первой пункта 7 и абзаца третьего пункта 9 Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 ”О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций“, части первой статьи 39 Банковского кодекса Республики Беларусь Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о требованиях к содержанию утверждаемых микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов и порядке представления микрофинансовыми организациями информации о предоставлении микрозаймов.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г. Председатель Правления Н.А.Ермакова УТВЕРЖДЕНО Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 17.12.2014 № 776 ИНСТРУКЦИЯ о требованиях к содержанию утверждаемых микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов и порядке представления микрофинансовыми организациями информации о предоставлении микрозаймов

1. Настоящая Инструкция устанавливает требования к содержанию утверждаемых микрофинансовой организацией правил предоставления микрозаймов, а также порядок представления микрофинансовой организацией до предоставления микрозайма лицам, заинтересованным в получении микрозайма, и заемщикам полной и достоверной информации об условиях договора микрозайма, возможности и порядке их изменения по инициативе микрофинансовой организации и (или) заемщика, порядке и условиях предоставления микрозайма, правах заемщика и его обязанностях, связанных с получением микрозайма, размере получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовой процентной ставке) по микрозайму и порядке его определения, перечне и размере платежей, связанных с нарушением условий договора микрозайма, порядке досрочного возврата микрозайма по инициативе заемщика.

2. Правила предоставления микрозаймов должны содержать: перечень документов и сведений, предоставляемых лицами, заинтересованными в получении микрозайма, до заключения договора микрозайма и заемщиками в течение срока действия договора микрозайма в случае необходимости изменения условий договора микрозайма; порядок оценки платежеспособности лица, заинтересованного в получении микрозайма, и определения его статуса, дающего право на получение микрозайма с учетом требований, предусмотренных в части второй, абзацах втором-четвертом части третьей подпункта 3.2 пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 325 ”О привлечении и предоставлении займов, деятельности микрофинансовых организаций“ (Национальный правовой Интернет- портал Республики Беларусь, 03.07.2014, 1/15134); порядок предоставления микрозайма лицу, заинтересованному в его получении;

3. Упрощенный порядок предоставления микрозайма (если такой имеется); порядок изменения условий договора микрозайма; минимальные и максимальные суммы денежных средств, которые могут быть предоставлены по договору микрозайма; минимальные и максимальные размеры процентной ставки, которые могут быть установлены по договору микрозайма; размер получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовая процентная ставка), размер процентной ставки по договору микрозайма; порядок расчета процентов по микрозайму, предусматривающий в том числе указание на день, с которого начинается начисление процентов по микрозайму; виды предоставляемых микрозаймов (при их наличии) с указанием в отношении каждого вида микрозайма сведений, предусмотренных в абзацах седьмом, восьмом настоящей части; обязательные условия и порядок предоставления денежных средств по договору микрозайма; способы обеспечения исполнения обязательств по договору микрозайма, требования к принимаемому микрофинансовой организацией обеспечению; способы и порядок возврата микрозайма, уплаты процентов, предусматривающие в том числе дату, в которую производится уплата процентов за пользование микрозаймом; перечень документов и сведений, включаемых в досье заемщика. Правила предоставления микрозаймов, утверждаемые коммерческими микрофинансовыми организациями, наряду со сведениями, указанными в части первой настоящего пункта, должны содержать: перечень движимого имущества, принимаемого в залог, и требования к нему; порядок оценки движимого имущества, принимаемого в залог; порядок возврата движимого имущества, переданного в залог, в том числе в течение льготного месячного срока. 3. Правила предоставления микрозаймов не могут устанавливать права и обязанности сторон по договору микрозайма и являться частью договора микрозайма.

4. Микрофинансовая организация обязана до предоставления микрозайма предоставлять лицам, заинтересованным в получении микрозайма, а также заемщикам полную и достоверную информацию об условиях договора микрозайма, возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и (или) заемщика, 4 порядке и условиях предоставления микрозайма, правах заемщика и его обязанностях, связанных с получением микрозайма, размере получаемых заимодавцем с заемщика процентов в годовом исчислении (годовой процентной ставке) по микрозайму и порядке его определения, перечне и размере платежей, связанных с нарушением условий договора микрозайма, порядке досрочного возврата микрозайма по инициативе заемщика.

5. Микрофинансовой организацией обеспечивается размещение информации, указанной в пункте 4 настоящей Инструкции, на своем официальном сайте (при его наличии) в глобальной компьютерной сети Интернет, а также наличие в местах заключения договора микрозайма информационных материалов (буклеты, брошюры, памятки и другая печатная продукция) об условиях предоставления микрозайма, другой информации, указанной в пункте 4 настоящей Инструкции.


Часто задаваемые вопросы: 

http://www.nbrb.by/nonbanksector/Microfinance/Comments/

Сведения о микрофинансовых организациях, включенных в реестр микрофинансовых организаций
http://www.nbrb.by/nonbanksector/microfinance/register/