«БАНК БЕЗ ОТДЕЛЕНИЙ» – РЕАЛЬНО ЛИ В БЕЛАРУСИ ПОВТОРИТЬ ОПЫТ ТИНЬКОФФ БАНКА?

14.04.2016 Рубрика: Новости

Парочкой кликов завести себе валютный депозит, настроить автооплату «коммуналки» и мобильного телефона, за пару минут перевести деньги в другой конец земного шара и не страдать в банковской очереди– фантастика? Нет! Банки Беларуси уже оказывают большинство из этих услуг, но когда же нам ждать абсолютную свободу от «окошечек» — этот вопрос мы адресовали Сергею Кравченко, исполнительному директору компании «Системные технологии».

Photo by www.potashnikov.com

Банки переходят на пятую «передачу» в погоне за клиентом

— 5 лет назад банки интересовались тем, как ускорить обслуживание клиентов в классическом варианте с отделениями и физическим присутствием в банке. Сегодня же с развитием мобильных технологий и проникновением интернета даже в небольшие населенные пункты клиент требует обслуживания не в течение дня, а быстро и по запросу в электронном варианте. Клиент не хочет лишний раз идти в банк, а усовершенствование законодательной базы касательно цифровой подписи и ее признания, действия Нацбанка в этом отношении делает личное присутствие в банке  необязательным.

Нынешний процесс ухода от банка только «в физическом плане» идет с трех сторон. Во-первых, вырастает поколение потребителей инновационных банковских продуктов, которые проводят с компьютером или телефоном несколько часов в день и они хотят работать с банком через эти каналы связи. Во-вторых, банк всегда рад, если есть возможность не заставлять человека стоять в очереди и тем самым уменьшить расходы на банковские отделения. А для Национального банка как регулятора — это положительная тенденция, ведь для него главное, чтобы банковские продукты были доступны каждому в любой момент.

Точечное внедрение принципов «банка без отделений» правильнее назвать более быстрым и эффективным способом обслуживания клиента. Если раньше вы отправляли документ в банк и ждали продолжительное время, когда он будет получен и обработан, то сейчас банковская операция происходит в течение нескольких десятков секунд, а значит клиенту приятно пользоваться этими услугами и хочется чаще их потреблять.

Россия – Тинькофф, Польша – mBank, Беларусь — ???

— Банки без отделений – это тренд, который появляется в Европе и постепенно приходит к нам. Не в Беларуси придумали банкинг – понятно, что большинство продуктов заимствованы и локализированы под наши экономические реалии. Мы видим попытки организации «банков без отделений» в Польше, России, на Украине. Более всех на слуху российский Тинькофф Банк, в Польше mBank, в Украине их даже несколько. Банки Беларуси технологически готовы, чтобы перейти к формату «банка без отделений». На самом деле единственный повод для похода в банк сейчас – получение пластиковой карты.

На мой личный взгляд, больше всего возможностей перейти к формату «банка без отделений» у Приорбанка, Белгазпромбанка, МТБанка.

За последние 2 года вырос интерес к системам дистанционного банковского обслуживания особенно для юридических лиц. Для физических лиц прекрасно работает система ЕРИП, которая снимает огромный пласт вопросов платежей у населения.

По моему мнению, в течение 3-5 лет «банк без отделений» появится в Беларуси. Сказать на сегодняшний момент, будет ли этот существующий банк или какой-то новый, нельзя по причине того, что Нацбанк проводит политику укрупнения банковского сектора и сложно сказать, что останется на рынке через 5 лет. Но, однозначно, на сегодняшний момент такого банка в Беларуси нет. Причем, потенциальная аудитория «банка без отделений» в Беларуси – это все владельцы смартфонов, то есть приблизительно 5 млн человек.

«Банк без отделений» обязывает нести двойную ответственность перед клиентом. Если все работает на технологиях, то это новейшая система идентификации, двухуровневая система авторизации, безупречная работа банкоматов и постоянная бесперебойная работа каналов для коммуникации. Ведь если они не работают, то клиент не может посетить банк – у «банка без отделений» некуда приходить

И хочется, и колется, и закон не дает

— Если говорить о том, что мешает проникновению тренда в нашу страну, то это жесткая законодательная база. Например, чтобы получить карточку с образами под PCY, владелец должен подписать физически все документы. Однако уже сейчас некоторые банки организуют выезд к клиенту, что уже ложится в концепцию «банка без отделений». Стоит отметить, что Нацбанк делает все возможные шаги для того, чтобы банковский бизнес стал более эффективным и быстрым. Нельзя не заметить, что даже крупнейшие государственные банки стимулируют своих клиентов проводить операции через инфокиоски и платежные терминалы, не используя труд банковских сотрудников. Пока такой канал коммуникации не станет обыденным для белорусов, то говорить о большом успехе такой системы банка не приходится.

Сегодня, по сути, все банки предлагают один список услуг, поэтому настало время, когда клиент выбирает не с точки зрения близости банка, а с точки зрения технологичности и быстроты выполнения операций.

Сергей Кравченко и другие эксперты банковского рынка Беларуси будут участвовать в Конференции «Цифровой банкинг», которая пройдет 21 апреля 2016 года.