Как сделать интересными уроки литературы и заработать на этом?

3.08.2017 Рубрика: Новости

Виктория Баданэу придумала, как привить современным детям любовь к чтению, и запустила бизнес-проект с интерактивными театрализованными уроками. Вместо скучных учителей — настоящие профессиональные актеры из лучших театров Москвы. Ее «продукт» пользуется спросом в среде продвинутых родителей и педагогов по всей России.

литераураО курсах МВА, ожившей классике и планах по развитию Виктория Баданэу рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Открытые возможности

Я вышла из творческой среды, с четырех лет активно пробовала себя в разных жанрах: занималась бальными танцами, музыкой, рисованием. Была лауреатом чемпионатов Москвы по бальным танцам и чемпионкой России по аргентинскому танго. В 2005 году закончила МГУ им. Ломоносова по специальности «филолог, преподаватель русского языка и литературы». Потом около восьми лет работала в корпоративном секторе переводчиком и преподавателем русского языка как иностранного. Мое последнее место работы — банк ВТБ24.

В сентябре 2015 года я открыла собственный бизнес – театрализованные уроки по литературе в московских школах. Во время таких уроков учителей литературы заменяют профессиональные артисты театра и кино, которые помогают ученикам лучше осваивать ключевые произведения школьной программы, оживляют классику, дарят детям новые эмоции и в игровой форме доносят до них нравственные и эстетические ориентиры русской культуры. Приглашенные артисты читают отрывки произведений, рассказывают краткую историю создания книги, дают информацию об авторе и историко-литературном контексте, вместе с учениками обсуждают основной замысел, морально-нравственные идеи произведений. Все это проходит в максимально интерактивном формате: ребятам даются упражнения по актерскому мастерству, разыгрываются сценки, этюды-зарисовки, иллюстрирующие ту или иную тему, ситуацию, устраиваются викторины и конкурсы.

Найти свою нишу и приготовиться к открытию бизнеса мне помогло дополнительное образование: я прошла несколько курсов управления и администрирования, курс МВА по менеджменту, получила различные сертификаты повышения квалификации.

Во время МВА нас учили искать открытые возможности и стараться их использовать. Свою нишу я увидела в области литературы, а если точнее — школьных уроков литературы. Эта сфера мне близка и понятна, правда, она в большей степени социальная, нежели коммерческая. Современные ученики не любят и не понимают уроков литературы, они банально скучают и пропускают большую часть преподаваемого материала мимом ушей. Это первая проблема.

Вторая проблема более фундаментальная: современным детям в принципе неинтересно читать. Дети и особенно подростки предпочитают проводить время в социальных сетях, за компьютерными играми, болтовней, тусоваться. Стиль и смысл классической литературы им кажется устаревшим, сюжеты могут быть сложными для понимания, скучными и неактуальными, а конфликты и противостояния — надуманными. Для меня, как профессионального филолога, такая проблема показалась вызовом. И организация театрализованных уроков — это мой способ изменить сложившееся положение вещей.

В качестве целевой аудитории я выбрала школьников с первого по 11-й класс, с особым прицелом на младших школьников. В этом возрасте дети наиболее открыты и восприимчивы, поэтому есть максимальные шансы, что регулярные занятия по литературе смогут действительно зацепить их, изменить их мировоззрение и заинтересовать чтением.

Сарафан, Facebook и холодные продажи

Стартовать мы решили с тестовых уроков в школах. Я сумела через старые знакомства договориться о бесплатных выступлениях с несколькими артистами, которые помогли мне составить сценарии уроков. Сама обзвонила ближайшие школы, написала нескольким своим знакомым — родителям школьников. Первые уроки были настолько успешны, что наш проект заметили, и начались платные заказы: не только от тех школ, где мы были, но и от соседних, которые просто услышали о моей студии и захотели попробовать данную услугу у себя. Заработало сарафанное радио.

Но полностью полагаться на «сарафан» я не стала, сама сидела и обзванивала администрации школ по телефонному справочнику, а также активно продвигалась в социальных сетях — публиковала фото- и видеоотчеты с мероприятий. В сентябре 2016 года мы запустили рекламу в Facebook. После рекламной кампании начали получать очень много заказов, причем не только из Москвы, но из всех регионов России. Продвинутые заинтересованные родители и учителя есть по всей стране. Это показало нам, что идея театрализованных уроков была правильной и актуальной для весьма значительного числа людей.

Серьезной работы потребовало составление программы и сценариев. Для этого мы проанализировали основные произведения и выбрали те из них, которые можно наилучшим образом раскрыть через театрализованные постановки. Также учли поступающие запросы от родителей и учителей. Все это помогло составить фундамент нашего репертуара. Среди пожеланий встречались достаточно необычные: например, объяснить разницу детям между фантазией и сознательной ложью. К каждому такому случаю мы стараемся подходить индивидуально: выбираем произведение, обсуждаем с актерами режиссуру и желаемый результат. Особенно приятно видеть, когда уже ближе к концу постановки у детей возникает озарение, инсайт. Они вдруг понимают разницу между тем, что хорошо, и тем, что плохо.

Бизнес на профессионалах

С точки зрения бизнеса у нас востребованы два формата. Первый — разовое занятие, демонстрирующее наши возможности. Мы показываем, как работают театрализованные уроки, родители и учителя смотрят, как реагируют дети. Второй, как правило, следующий за первым — это регулярные уроки. Продолжительность постановки — 45-60 минут, количество учеников в классе — до 100, периодичность зависит от возможностей расписания, оптимально 2-3 раза в месяц в каждом классе. Школы обычно заказывают уроки, распределяя их по четвертям, по 1-2 занятиям в месяц. Причем для более рационального использования ресурсов собираем «параллель»: не один класс за раз, а комбинацию из всех седьмых и восьмых или третьих-четвертых классов. Стоимость одного урока начинается с 8000 руб., при заказе нестандартных постановок или при участии в уроке известного артиста цена возрастает.

Сейчас в моих уроках задействовано около 20 артистов. Это профессиональные актеры из Московского театра «Эрмитаж», Московского губернского театра под руководством Сергея Безрукова, Мастерской Фоменко, Театра им. Е. Б. Вахтангова, Драмтеатра им. К.С. Станиславского, «Сатирикона» и других. Артисты не работают у меня в штате, с каждым согласовывается индивидуальный график: где, когда и на какую тему он готов выступать. Некоторые из них относятся к этому, как к просто интересной работе, они профессионально подходят к каждой постановке и стараются отыгрывать свои образы наилучшим образом. А есть актеры, которые оказались вовлечены в процесс гораздо сильнее, чем я могла надеяться. Им нравится работать с детьми, изменять их мировоззрение, добавлять что-то новое и интересное, видеть радость в глазах аудитории и получать полное удовлетворение от работы. Для них это суперответственная работа. Они даже сильнее переживают перед выступлением в детской аудитории, чем во взрослой.

Я принципиально не беру для своих постановок студентов театральных училищ, поскольку мастерство есть мастерство. С детской аудиторией гораздо тяжелее взаимодействовать: нужно уметь удерживать их внимание, поэтому здесь необходимы опытные, хорошие, профессиональные артисты. У меня есть люди со стажем работы на театральных подмостках 5-10 лет, есть актеры в возрасте старше 50 лет — это такой крепкий хороший костяк, который не только отыгрывает спектакли, но и пишет сценарии, а также занимается режиссурой.

Социальный бизнес

Театрализованные уроки по литературе — проект не столько коммерческий, сколько социальный, ориентированный на будущее. Мы в плюсе, но маржинальность этой деятельности минимальна. В то же время сейчас я уперлась в некий потолок, и мне очень нужны дополнительные инвестиции на количественное и качественное развитие.  Мы делаем оригинальный, добротный и востребованный продукт, но текущей прибыли на серьезное расширение не хватает.

Я старалась наладить сотрудничество с театрами и как-то продвигать эту тему там, но в этой среде с финансированием, к сожалению, тоже довольно тяжело, у них достаточно ограниченные возможности. Серьезно я обдумывала возможность создания и продажи франшизы, чтобы мы могли быстрее выйти за пределы Москвы и масштабироваться в другие города. Мы хотим передавать свой опыт и готовые программы. Но тут тоже есть сложность: нужно разработать саму франшизу, выбрать режиссированные постановки, составить четкий бизнес-план, по которому будет работать партнер. Все это требует инвестиций и времени, чтобы отложить текущую работу и погрузиться в составление документации.

Я уверена, что подобные программы необходимо распространять, особенно в маленьких городах. Это в Москве или Санкт-Петербурге у детей есть какие-то возможности по организации досуга, по культурному воспитанию и образованию, а в небольших городах детский досуг — это огромная проблема. Есть какие-то аудио- или видеолекции, которые, без сомнения, не могут даже близко сравниться с живыми выступлениями профессиональных артистов.

Для тех, кто собирается или только начал делать свой бизнес, у меня три небольших совета. Первый — все просчитывайте заранее, особенно риски и ваши собственные возможности. Второй — тщательно планируйте каждый свой шаг на месяц, на квартал, на год вперед. Третий — не стесняйтесь просить совета у более опытных бизнесменов, а в идеале вообще найдите себе ментора. Вот я, например, хожу сейчас на различные конференции, общаюсь с самыми разными экспертами и очень жалею, что подобных возможностей у меня не было на старте моего проекта. Очень важно сразу структурировать бизнес-процессы и понять, где находится твоя прибыль. А для душевного спокойствия и во избежание излишнего стресса было бы отлично иметь подушку безопасности: некоторый финансовый резерв, чтобы спокойно пережить «долину смерти» и выйти на стабильную прибыль.