«Продавать 1 электромобиль в месяц — уже хорошо». Кому нужна Tesla в Беларуси?

18.11.2016 Рубрика: Новости
 


В октябре этого года в Беларуси стартовали продажи электромобилей Tesla после того, как одна столичная компания объявила себя оператором монобренда на рынке РБ. Продавать мечту американского производства доселе не решалась ни одна из белорусских фирм, ссылаясь как минимум на страх и риск «прогореть». О том, кому нужен этот бренд в Беларуси и каково это запустить собственный проект из желания как заработать, так и продвигать электротранспорт в нашей стране, нам рассказал Артур Туманов, который передвигается на Tesla почти 2 года и знает о нюансах ее эксплуатации и обслуживания не понаслышке.

Артур Туманов занимается продажей Tesla в Беларуси

От обычного владельца до оператора бренда в Беларуси

Артур, занятый в сфере строительного бизнеса, увлекся электромобилями 2 года назад. Тогда обнулили ввозную пошлину на них, ввиду чего стоимость новой Tesla сравнялась с ценой бензиновых моделей аналогичного представительского класса марок Mercedes и BMW, что и стало хорошим поводом для покупки. Плюс ко всему решающую роль здесь сыграло пристрастие к быстрым машинам. Так, самая шустрая на сегодня Tesla Model S P100D разгоняется до 100 км/ч за 2,5 секунды, оставляя позади конкурентов среди серийных автомобилей.

«Сам столкнулся с проблемой, когда захотел купить Tesla, но не нашел в Беларуси ни одной компании, где можно было бы посмотреть на нее вживую, изучить, прокатиться», — отмечает Артур. Правда, идея занять пустующую нишу пришла попозже, в начале текущего года, и как только вновь отменили таможенную пошлину, не прошло и месяца, как заработал офис «тесловода» рядом с МКАД в районе деревни Большое Стиклево. За октябрь был продан один автомобиль, бывший электрокар Артура — Model S P85+ 2014 года, и мужчина пересел на кроссовер Model X, который служит теперь в качестве рабочего транспорта для тест-драйвов.

Двери конструкции а-ля «крыло чайки» по-тесловски называются «крылья сокола». Но, бесспорно, выглядят оригинально

Tesla Motors придерживается политики прямых продаж через собственный сайт. Во всем мире нет ни одного официального дилера американского бренда, это невозможно. Тот же автосалон Tesla — это не совсем дилерский центр, скорее демонстрационный зал, где электрокары выставлены на продажу, их можно посмотреть, совершить тест-драйв либо заказать там понравившуюся модель через сайт компании. Что касается нас, то мы общаемся с другими владельцами, обмениваемся личным опытом по принципу клубной системы, но назваться клубом из 2-3 участников было бы как-то глупо. Поэтому на рынке мы выступаем как оператор Tesla, который помогает купить электрокар и берет на себя доставку, таможенные хлопоты, сертификацию, помощь в постановке на учет, а также делится опытом эксплуатации и обслуживания электромобилей, — рассказывает Артур Туманов.

Двери сразу поднимаются наверх, а уже потом раскрываются в стороны. Удобно на тесной парковке между машин



Дверные ручки — выдвижные. Подходишь к машине — и они, тихонечко жужжа, выезжают. Красота!

Выходит, для звания полноценного автосалона или клуба компания белоруса пока не дотягивает. С одной стороны, в наличии только 3 машины — две Model S и новенький кроссовер Model Х, то есть фирма работает под заказ. С другой — численность клиентов не позволяет сразу стать клубом, аналогичным тому, что существует в соседней России. Под вопросом также обслуживание. По словам Артура Туманова, в обозримом будущем зарубежный бренд не планирует развивать в Беларуси как зарядные станции Supercharger, так и сервисные центры, в то время как Россия, Польша и Прибалтика в этом плане на очереди.

«Какой смысл открывать СТО, если всего 5 машин да и те не ломаются?»

Как только мы открылись, к нам обратилось более 10 сервисных центров с предложением обслуживать у них автомобили Tesla. К примеру, московский клуб заключил соглашение о техническом обслуживании (помимо гарантийного ремонта) с автоцентром «Атлант-М». У нас пока такой нужды нет — нечего обслуживать. Вот если количество Tesla возрастет хотя бы до 20, тогда СТО непременно заработает. С другой стороны, сам отъездил на ней почти 2 года и могу с уверенностью сказать: ломаться там нечему. На батареи, привод и электродвигатели дается гарантия 8 лет без ограничения пробега. А за 63 тысячи км по подвеске у меня никаких вопросов не возникало. Нужно менять только колодки, дворники и салонный фильтр, — делится личным опытом эксплуатации Артур.

«Ломаться здесь нечему», — считает Артур, который ездит на Tesla 2 года


При этом, как отмечает владелец Tesla, немеханическая часть проблем успешно решается дистанционно через связь с офисом компании. Случись поломка гарантийного характера (прим. гарантия на «Теслу» составляет 4 года или 80.000 км), придется ехать в официальный сервис в Европу. Ближайший для белорусов — в Берлине или Стокгольме. Несколько дней и 500-600 евро за доставку на ремонт — не такая уж и большая трата для обеспеченного «тесловода».

Одного заряда — порядка на 400 км — хватает, чтобы доехать из Минска до любого областного центра


У самого Артура положительный опыт владения и эксплуатации электрокара как в Европе, так и в Беларуси. «Заряда хватает, чтобы доехать из Минска до любого областного центра. К примеру, в Гомеле есть зарядка на АЗС «Белоруснефть». Есть продуманные СТО и автомойки, предлагающие подзарядиться у них. Так же, как и некоторые хозяева частных домов, расположение которых отмечено в специальном приложении. В Молодечно недавно был первый случай, когда владелец электромобиля, который живет в обычном многоквартирном доме, поставил станцию у себя во дворе. В общем, сеть развивается — было бы желание», — рассказывает собеседник.

От красной трехфазной розетки время зарядки занимает 7 часов, на фирменной станции — 40 минут

На АЗС «Белоруснефть» и других подобных станциях — где-то полтора часа (прим. с нуля до 100%)

По мнению мужчины, в условиях города Tesla приносит сплошное удовольствие, а также позволяет заметно экономить. На одну из своих быстрых машин с ДВС в прошлом Артур тратил на бензин порядка $400 в месяц, теперь на электричество уходит примерно 100 рублей. Разница есть! Из минусов можно выделить трудности передвижения и парковку в тесных минских дворах из-за большего размера авто. В целом небольшая проблема есть и с дальними поездками — их надо тщательно планировать, учитывая зарядную инфраструктуру.

Слухи: «Слышал, что цена на Tesla начинается от 250 тысяч долларов»,  «кому в Беларуси она нужна?»

По долгу службы Артуру приходится сталкиваться с множеством слухов вокруг знаменитой марки. Один из популярных — Tesla зимой не заведется. В действительности запас хода может меняться в зависимости от погоды и характера передвижений. Наибольший расход идет на первый прогрев батареи салона, а затем потеря электроэнергии увеличивается на 10%. Если эксплуатировать Tesla в режиме коротких поездок по городу (остановка на каждые 5 км) и при очень низких температурах воздуха, запас хода уменьшается вплоть до 50%.

Реакция человека на ускорение электрокара получила специальное название tesla grin — «широкая улыбка Tesla». Лично проверено — работает!


Вопрос цены знаменитой марки — тоже распространенное заблуждение. По факту, ценник на Tesla в Беларуси начинается со 153.000 рублей (примерно от $ 78 тысяч) — столько будет стоить модель S в базовом исполнении. Так, полноприводная Tesla Model S P85D 2015 года выпуска разгоняется до сотни за 3,2 секунды, а два двигателя, расположенные на каждой из осей, развивают суммарно 738 л.с. Стоимость этой модели стартует с 243.100 рублей ($123 тысяч).

Новенький кроссовер Tesla Model X P90D обойдется белорусу в 156 000$

За кроссовер Model X P90D 2016 года просят невероятные 156 тысяч долларов. Он оснащен двумя электродвигателями суммарной мощностью 738 л.с., разгоняется с места до 100 км/ч всего за 3,3 секунды и проезжает более 467 км без подзарядки. Также в наличии Model S 85 2014 года в обвесе ателье «Larte design». По словам оператора, у нее более агрессивный передний бампер в стиле Lamborghini, задний бампер — такой же, но с дополнительным стоп-сигналом в духе Форумулы-1. Стильный электрокар предлагают купить от 125.100 руб. ($63,7 тысяч).

«Если вы захотите сами купить новую Tesla, придется ждать несколько месяцев и заплатить17%-ю ввозную пошлину и 20% НДС. Мы в свою очередь можем доставить автомобиль, который есть в наличии в Европе, за 2-3 недели. Придется заплатить всего 5-6% сверх цены, предложенной напрямую в европейском салоне продаж. Ведь на электромобилях у нас особо не заработаешь», — говорит Артур.

Одна машина в месяц — уже хорошо

Пока на сегодняшний день один проданный электрокар, один — находится на стадии предзаказа. Конкретных планов на грядущий год Артур даже не строит, подчеркивая, что его проект по продаже Tesla только наполовину коммерческий.

 У Tesla вполне обычный салон, только с огромным планшетом посередине. Углепластиковые детали интерьера —  из карбоновой ткани



— Я жду не только результатов в сфере продаж. Мне бы хотелось внести свой вклад в развитие электромобилестроения в Беларуси — это глобальная задача. Прогнозировать что-либо на будущий год практически невозможно. Есть такой малоприятный фактор, как консервативный стиль мышления белорусов. К тому же
Tesla намного лучше продается в Москве, где уровень дохода населения на порядок выше. Хотя изначально я не строил никаких иллюзий и был бы рад продавать хотя бы 1 машину в месяц, — подчеркивает минский «тесловод».

Ценник на Tesla в Беларуси начинается со 153.000 рублей, что эквивалентно порядка 78 000 долларам США

Для состоятельных клиентов электрокар, как правило, не единственный автомобиль в семье. Большинство из них живет в частных домах и не бедствует. Из числа бизнесменов, программистов и артистов, они не только могут позволить себе Tesla финансово, но и мыслят прогрессивно, открыты всему новому, пытается нарисовать портрет усредненного покупателя продавец Tesla.

«К примеру, в Москве «Тесла» для таких людей — самое то, их уже не удивишь Ferrari или Lamborghini. А вот немцы, напротив, неохотно пересаживаются с любимых Mercedes на американский электрокар. Когда я был у представителя компании в Берлине, мне рассказывали, что основные клиенты там — это поляки», — отмечает Артур.

Во что перерастет новоявленный оператор, если рассуждать с точки зрения рыночных перспектив — пока сказать сложно. Если продажи пойдут в гору, а спрос превысит ожидания «тесловода», тогда, вероятно, быть салону по продаже американского бренда. С одной стороны, оператор Tesla пока не готов предложить гарантийное обслуживание, как это делает дилер, но с другой — у него есть весьма существенный козырь: возможность вживую познакомить клиентов с будоражащей воображение машиной, а также совершить на ней тест-драйв. Остается ждать и надеяться, что увеличение количества как Tesla, так и в целом электротранспорта в Беларуси — вопрос временный.

Автомалиновка выражает благодарность компании Tesla-Cars за помощь в подготовке материала

Алина Вислоус
Автомалиновка